#Ислам#Коран#Сунна
3 – Болезнь это боль
Болезнь сердца это некое мучительное чувство, которое появляется в сердце, как например, гнев к врагу, который тебя одолел. Это действительно причиняет страдание сердцу. В связи с этим Аллах сказал:
ويشف صدور قوم مؤمنين ويذهب غيظ قلوبهم
«Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними. И (тем самым) исцелит груди верующих и удалит гнев их сердец». — (9/14-15)
И исцеление этих людей (упомянутых в аяте) произошло посредством исчезновения мучения, возникшего в их сердцах (когда неверные их пытали).
Так, например, арабы говорят:
فلان شفى غيظه
Такой-то излечил его гнев
(тем самым отождествляя болезнь с гневом).
Известно, что возмездие излечивает сердца близких убитого от страданий. Это является исцелением от скорби, гнева, печали и все эти чувства есть душевное мучение.
Точно так же сомнение и незнание причиняет страдания сердцу. Посланник (صلى الله عليه وسلم) сказал:
هلا سألوا إذا لم يعلموا فإن شفاء العي السؤال
«Раз они не знают, не следовало бы им спросить? Ведь спрашивать это средство исцеления от незнания».
Точно так же и сомневающийся в какой-то неясной (для него) вещи, испытывает страдание в сердце до тех пор, пока не обретет знание и уверенность. Так, например, про ученого, который своим ответом разъяснил истину, говорят
قد شفاني بالجواب
«Он излечил меня ответом».
4 – Болезнь еще не смерть
Болезнь это не есть полная смерть. Если невежество полное, то сердце считается умершим, а если невежество частичное, то сердце считается больным. У сердца, как и у тела тоже бывает своя смерть, болезнь, оживление и исцеление. Причем они намного важнее, чем смерть, болезнь, оживление и исцеление тела.
Поэтому, когда больное сердце сталкивается с сомнением или пристрастием, то они усиливают болезнь сердца. И наоборот, если сердце сталкивается с мудрым словом и увещеванием, то это способствует его улучшению.
В связи этим Аллах сказал:
ليجعل ما يلقى الشيطان فتنة للذين في قلوبهم مرض
Для того, чтобы то, что подбросил шайтан, Аллах сделал испытанием для тех, в чьих сердцах есть болезнь. — (22/53)
Это было фитной для них, так как то, что подбросил шайтан, оставило сомнение в их сердцах, а очерствление их сердец из-за их высыхания. Их сердца и так были ослаблены болезнью, поэтому подброшенное шайтаном стало для них причиной заблуждения. Кроме этого, этому способствовало то, что их сердца были черствы к благодати веры.
Аллах сказал:
لئن لم ينته المنافقون والذين في قلوبهم مرض والمرجفون في المدينة
Если двуличные, те, в чьих сердцах болезнь, и распространяющие сплетни и смуту в Медине не прекратят. — (33/60)
وليقول الذين في قلوبهم مرض
И для того, чтобы говорили те, у кого в сердцах болезнь. — (74/31)
Сердца тех, кто упомянут в этих аятах, не мертвы так, как мертвы сердца неверных и (настоящих) двуличных, но и не здоровы так, как здоровы сердца верующих. В их сердцах болезнь сомнений и страстей. Так же и в аяте из суры Ахзаб:
فيطمع الذي في قلبه مرض
«дабы не возжелал вас тот, в сердце которого есть болезнь» — 33/32.
Болезнь, упомянутая здесь это похоть. Так, например, когда человек со здоровым сердцем увидит женщину, он не оборачивается вслед за ней в отличие от человека с больным сердцем. Он по причине своей слабости склоняется к ней в меру своей болезни и слабости. И когда женщина говорит с ним мягко, тот, у кого в сердце болезнь, желает ее похотью.